Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
03.08.2022

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

НИКОЛЬСКОГО 1-ГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Воробьевского муниципального района

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

от    21 июля 2021 г.  №   18   

                 с. Никольское 1-е

О      стратегии              социально-экономического                развития Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского     муниципального      района Воронежской  области   на    период  2020- 2035 годы.

         В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  Уставом Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области Совет народных депутатов Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области

                                                      Р Е Ш И Л :

1.   Утвердить стратегию социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области на период 2020-2035 годы согласно приложению.

3. Опубликовать  настоящее решение в муниципальном печатном средстве массовой информации «Вестник Никольского 1-го  сельского поселения».

 

4. Контроль за выполнением настоящего решения оставляю за собой.

 

 Председатель Совета народных депутатов

Никольского 1-го  сельского поселения

 

 

 

 

С.В.Шайкин

 

Глава Никольского 1-го

сельского поселения

 

 

А.Н.Халяпин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия

социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области на период 2020- 2035 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

 

 

Оглавление

Введение.. 5

1.   Социально-экономическое положение поселения.. 6

1.1 Краткая социально-экономическая характеристика Никольского 1-го сельского поселения. 6

1.2            Оценка современных тенденций социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения. 16

1.3 Результаты исследования экспертного мнения представителей населения, предпринимателей, органов власти, общественных организаций по вопросам социально-экономического развития муниципального образования. 19

1.4 SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования. 23

2. МИССИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИКОЛЬСКОГО 1-го СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.. 24

3. СЦЕНАРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИКОЛЬСКОГО 1-го СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.. 25

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИКОЛЬСКОГО 1-го СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.. 29

Приложения.. 31

 

 

 

Введение

На сегодняшний день стратегическое планирование – признанный в мировой практике инструмент, применяемый для определения перспектив развития территорий. При отсутствии четко сформулированных ориентиров развития возникает множество неразрешенных проблем: как скоординировать разрозненные планы, увидеть пути их развития, как оценить эффективность деятельности и достигнуть перспектив. Для дальнейшего поступательного развития территории в быстро изменяющейся внешней среде особую актуальность приобретает задача определения конкурентных преимуществ. Требуется новый уровень осознания приоритетов в экономике, социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Основной задачей деятельности администрации муниципального образования является создание условий и предпосылок для повышения качества жизни населения.

Формирование стратегии Никольского 1-го сельского поселения нацелено на его устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие. Задача стратегического управления муниципальным образованием заключается в том, чтобы использовать возможности, предоставляемые внешней средой, опираясь на сильные и слабые стороны развить именно те отрасли и виды экономической деятельности, где муниципальное образование обладает хорошим потенциалом.

В составе основных инструментов, обеспечивших широкое общественное обсуждение проекта Стратегии:

– анкетирование;

– размещение материалов стратегического анализа, проекта Стратегии на официальном сайте исполнительных органов  власти Никольского 1-го сельского поселения, систематизация, оценка и учет конструктивных предложений, поступивших от заинтересованных участников;

– обсуждение основных результатов работы по формированию Стратегии .

При решении задач разработки Стратегии применены методы:

– стратегического анализа (в версии SWOT-анализа) для идентификации сильных и слабых сторон социально-экономической системы Никольского 1-го сельского поселения, возможностей и угроз, прогнозируемых в его внешней среде;

– экономико-статистического анализа для определения состояния и трендов изменений параметров социально-экономической системы Никольского 1-го сельского поселения; оценки его совокупного социально-экономического потенциала;

– экономико-математические – для оценки уровня согласованности экспертных оценок; прогнозирования количественных значений целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области в долгосрочном периоде; 

– анкетирования для сбора и учета экспертных оценок условий и факторов, детерминирующих социально-экономическое развитие Никольского 1-го сельского поселения;

– форсайта для получения прогнозных оценок ресурсного потенциала Никольского 1-го сельского поселения  и долгосрочных результатов его использования;

– организационного моделирования для определения необходимых изменений в институциональном, экономико-организационном и правовом обеспечении реализации Стратегии.

Информационную базу разработки Стратегии составили программные документы органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, официальные данные Федеральной службы государственной и муниципальной статистики, плановые и отчетные материалы органов государственной власти Воронежской области, Воробъевского муниципального района и Никольского 1-го сельского поселения, результаты анкетирования представителей разных групп стейкхолдеров.

Стратегия является базовым документом, определяющим действия администрации сельского поселения при решении социально-экономических проблем на долгосрочную перспективу.

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

1.1 Краткая социально-экономическая характеристика Никольского 1-го сельского поселения

Никольское 1-е сельское поселения расположено в южной части Воробьевского муниципального района Воронежской области. Село Никольское было основано около 1740 года, как войсковое поселение Острогожского полка. Село Никольское на реке Подгорной заселялось крестьянами из Липецкого, Задонского и Землянского уездов. Название села произошло предположительно по названию церкви. К началу ХХ века в селе Никольском действовали 3 земских школы и одна церковно-приходская, 1 маслобойный завод, 5 крупорушек, 2 мануфактурных, 11 молочных и 3 винных лавки, 1 постоялый двор, 3 православные церкви.

18 век – непростой период в истории России, но Никольское не потерялось во времени. К середине 18 века село было довольно большим: Селезневка, Драховка, Перегудовка, Лесновка, Жигаловка, Грачевка, Миус, Серебряновка, Куриновка -эти улицы получили свои названия уже в те времена.

К началу 20 века в Никольском было 1535 дворов с населением почти 15 тысяч человек. Действовали три земских школы и одна церковно-приходская. Имелся врачебный пункт, а также 30 ветряных мельниц, маслобойный завод ,11 мелочных и 3 винные лавки , постоялый двор, 3 православных церкви.

Советская власть в с.Никольское была установлена в марте 1918 года. А в середине 1924 года Никольское стало в составе Новохоперского уезда, так как в 1922 году был упразднен Калачеевский уезд.

В июле 1928 года с.Никольское Воробьевского района Центрально-Черноземной области и с 1934 года Воронежской области. В данный период в селе было шесть колхозов, население составляло 10099 человек.

1941 год. Из 827 человек, ушедших на фронт, 496 погибли, а 57 пропали без вести. Шайкин Павел Кондратьевич и Перегудов Александр Яковлевич стали Героями Советского Союза. Ценой титанических усилий тружеников села его экономика после войны была восстановлена.

В конце 1962 года Воробьевский район расформировали, что отрицательно сказалось на социально-экономическом развитии села. И поэтому, когда в 1977 году был образован вновь в селе отсутствовали дороги с твердым покрытием, телефонная связь, автобусное сообщение. За прошедшие 25 лет проложен асфальт до х.Горюшкин, сделаны асфальтированные подъезды к фермам, зернотокам, тракторным бригадам, в селе имеется телефонная станция на 100 номеров. Введены в строй больница, дом культуры, детсад.

 Важное место в культурной жизни села занимают такие мероприятия, как праздник улицы в 1985 году, именем Героя Советского Союза А.Я. Перегудова названа улица, праздник села в 1991 году.

В 1969 году в центре села на месте разрушенной церкви выстроен монумент погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Новая страница жизни села связана с газификацией. Всего газифицировано 457 жилых домов. Газификация села, начатая в 1997 году, принесла тепло и уют в наши дома. Сегодня село полностью газифицировано.

В 2005 году выполнена пристройка к средней школе, где трудится замечательный педагогический коллектив. При школе открыт краеведческий музей.

Медицинские работники амбулатории и отделения скорой помощи всегда готовы прийти на помощь односельчанам в трудную минуту.

В декабре 2006 года восстановлен и вновь освящен Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В 2008 году благоустроен родник, который известен всем под названием «Рушкин» колодец и проведено отопление к сельскому Дому культуры.

Никольское 1-е сельское поселение образовано в 2015 году в соответствии с законом Воронежской области от 2 марта 2015 г. № 018-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Воробьевского муниципального района Воронежской области».

Площадь территории сельского поселения составляет – 312,710 кв.км.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 21,5 тыс. га, из них пашня – 15,3 тыс. га. Земли лесного фонда – 7,2тыс. га.

Административный центр с.Никольское 1-е находится на расстоянии 238 км до г.Воронеж, 18 км до районного центра с.Воробьевка,35 км до г.Калач, 90 км до г.Урюпинск Волгоградской области и связан с ними асфальтированными автомобильными дорогами.

В состав поселения входят 7 населенных пунктов (Никольское 1-ое, х. Горюшкин, с. Никольское 2-ое, с. Краснополье, пос. 1-го отделения совхоза «Краснопольский», пос. 2-го отделения совхоза «Краснопольский», х. Нагольный). Численность населения Никольского 1-го сельского поселения составила на 2018 год 2611 человек.

Таблица 1 – Население Никольского 1-го сельского поселения

Наименование показателя

Ед. измерения

2016

2017

2018

на 1 января года, следующего за отчетным

человек

2674

2610

2611

число родившихся

человек

21

17

18

число умерших

человек

62

49

46

естественная убыль населения

человек

41

32

28

миграция прибыло

человек

94

102

140

миграция убыло

человек

115

134

111

миграционное движение (- убыль; +прирост)

человек

-21

-32

29

Среднегодовая численность населения Никольского 1-го сельского поселения за период с 2016 года сократилась на 63 человека или 2%. Главной причиной этого процесса является сокращение родившихся на территории поселения с 21 человека до 18. Замедление смертности и миграционный прирост позволили сохранить в 2018 году численность населения по сравнению с 2017 годом.

Таблица 2 – Социальный паспорт населения Никольского 1-го сельского поселения

Социальный статус населения

2016

2017

2018

Численность работающих (чел.)

1067

1055

1059

Среднемесячная заработная плата (руб.)

17019

18041

18278

Численность неработающих (чел.)

135

505

502

Численность безработных (чел.)

9

15

15

Численность зарегистрированных безработных (чел.)

9

1

1

Численность пенсионеров, всего (чел.)

986

968

972

в том числе

 

 

 

по старости

429

429

430

по инвалидности

449

449

457

по потере кормильца

3

3

3

социальные пенсионеры

75

75

82

Средний размер назначенных месячных пенсий (руб.)

11700

12100

12300

Численность участников ВОВ (чел.)

3

2

1

в том числе

 

 

 

инвалиды ВОВ

3

1

1

Лица, приравненные к ветеранам ВОВ (чел.)

2

1

1

Инвалиды трудового увечья (чел.)

1

1

1

Инвалиды детства (чел.)

11

11

11

Дети-инвалиды (чел.)

4

4

4

Одиноко проживающие пенсионеры (чел.)

69

65

60

Пенсионеры старше 80 лет (чел.)

158

171

175

Многодетные семьи (количество семей)

30

30

21

Неполные семьи (количество семей)

14

12

12

Семьи ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС (количество семей)

3

3

3

Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (количество семей)

2

2

2

Численность работающих сократилась в Никольском 1-ом сельском поселении с 2016 года на 8 человек, вместе с этим возросла безработица за этот же период с 9 человек до 15. Резко увеличилось число неработающих граждан в Никольском 1-ом сельском поселении с 135 человек в 2016 году до 502 человек в 2018 году.

Среднемесячная заработная плата и средний размер назначенных месячных пенсий росли с 2016 по 2018 год росла и достигли 18278 рублей и 12300 рублей соответственно.

Обращает на себя внимание увеличение числа пенсионеров старше 80-ти лет: в 2016 году таких было 158 человек, а в 2018 – 175 человек. Обратная тенденция наблюдается среди многодетных семей и одиноко проживающих пенсионеров: их количество сократилось на 9 семей и 9 пенсионеров соответственно.

Несмотря на главенствующую роль сельского хозяйства в экономике Никольского 1-го сельского поселения только 895 человек (34,3% от экономически активного населения) занято в этой отрасли. Большая часть жителей Никольского 1-го поселения заняты вне территории муниципалитета.

Рисунок 1 – Структура занятости населения в сельском хозяйстве Никольского 1-го сельского поселения

Большая часть земель поселения – земли сельскохозяйственного назначения (около 70%). В свою очередь пашня занимает более 70% площади земель сельскохозяйственного назначения (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура земель сельскохозяйственного назначения Никольского 1-го сельского поселения

Никольское 1-ое сельское поселение является аграрным поселением. Экономика муниципалитета представлена только сельскохозяйственными предприятиями: ООО «Воробьевка Агро», Колхоз «Новый Путь, ООО «Заря».

В структуре посевных площадей увеличивается значимость зерновых и зернобобовых культур при снижении посевных площадей технических культур.

Рисунок 3 – Структура посевных площадей Никольского 1-го сельского поселения

Животноводство в Никольском 1-ом поселении представлено разведением КРС, свиней, овец и коз. С 2016 по 2018 неуклонно сокращалось поголовье КРС, наряду с этим наблюдался рост поголовья свиней, овец и коз.

Рисунок 4 – Поголовье скота в организациях и личных подсобных хозяйствах Никольского 1-го сельского поселения

В 2017 году в компании «Воробъевка-Агро» был запущен в работу свинокомплекс, таким образом поголовье свиней на территории сельского поселения с 0 в 2016 году достигло 704 голов.

Количество голов КРС в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах сопоставимо между собой. А вот выращиванием овец и коз в Никольском 1-ом сельском поселении больше занято местное население, чем сельскохозяйственные предприятия.

На территории Никольского 1-го сельского поселения действуют 2 поликлиники и 2 фельдшерско-акушерских пункта, работает 1 аптека. Численность медицинского персонала согласно штатному расписанию составляет 2 фельдшера и 1 врач. В поселке 1-отделение совхоза «Краснопольский» существует потребность в найме врача. Ремонт помещений здравоохранения не требуется.

В Никольском 1-ом сельском поселении сфера образования представлена 2 дошкольными учреждениями, 3 основными общеобразовательными школами и одной средней общеобразовательной школой.

Таблица 3 – Состояние образования в Никольском 1-ом сельском поселении

Наименование населенного пункта, в котором находится учреждение

Год постройки

Количество мест

Количество занимающихся детей

Численность педагогических работников, чел.

Среднемесячная заработная плата, руб.

2016

2017

2018

2016

2017

2018

2016

2017

2018

2016

2017

2018

Дошкольные учреждения

с.Никольское 1-е

1992

20

25

25

20

24

24

3

4

4

15500

16500

16700

с.Краснополье

1987

20

25

25

20

24

24

3

3

3

15500

16500

16700

Основные общеобразовательные школы

с.Никольское 2-е

1913

60

60

60

43

43

45

15

15

15

18500

18500

18770

Пос.1-отд.с-за Краснопольский

1981

190

190

190

42

42

43

11

11

11

18477

18477

18770

с.Краснополье

1995

260

260

260

39

39

42

11

11

11

17879

17879

18200

Средние общеобразовательные школы

с.Никольское 1-е

1986

130

130

130

86

86

90

31

31

31

18000

19100

19300

Количество мест в образовательных учреждениях с 2016 по 2018 годы больше их потребности, даже несмотря на рост численности занимающихся детей. Так, количество детей в дошкольных учреждений выросло за этот период на 8 человек, в основных общеобразовательных школах – на 6 человек, в средних общеобразовательных школах на 4 человека.

Численность педагогического состава остается в муниципалитете стабильной на протяжении 3 лет (исключение составил детский сад в селе Никольское -1, где в связи с увеличением контингента детей был нанят педагогический работник в 2017 году).

Рост среднемесячной заработной платой произошел с 2016 по 2018 год для всех категорий педагогических работников (в дошкольных учреждениях – на 7%, в основных общеобразовательных – на 1,5%, в средних общеобразовательных учреждениях – на 7%).

Учреждения культуры представлены в Никольском 1-ом сельском поселении клубами, домами культуры (в селах Никольское 1-е, Никольское 2-е, Краснополье, пос.1-отд.с-за Краснопольский и хуторе Нагольный), библиотеками (в селах Никольское 1-е, Никольское 2-е, Краснополье, пос.1отд.с-за Краснопольский) и памятниками погибшим в годы ВОВ.

Памятники погибшим в годы ВОВ расположены в с.Никольское 1-е, с.Никольское 2-е, с.Краснополье, пос.1отд.Краснопольский, х.Нагольный. В селе Краснополье расположено воинское захоронение 1918 года.

Объекты спортивной инфраструктуры представлены плоскостными спортивными сооружениями и спортивными залами расположенными в с.Никольское 1-е, с.Краснополье, с.Никольское 2-е, пос.отд с-за Краснопольский.

Торговля представлена в Никольском 1-ом сельском поселении 16 магазинами с общей торговой площадью в 459 кв.м., 3 специализированными рынками с 35 торговыми местами.

Общественное питание реализуется в сельском поселении 4 столовыми на 170 посадочных мест в общей сложности.

Таблица 4 – Состояние сферы торговли в Никольском 1-ом сельском поселении в 2018 году

Наименование населенного пункта, в котором находится учреждение

Магазины

Специализированные (прочие) рынки (ярмарки)

Столовые

Количество, ед.

Площадь торгового зала, кв. м

Количество, ед.

Число торговых мест

Количество, ед.

Число посадочных мест

с.Никольское 1-е

5

208

1

20

2

70

С.Никольское 2-е

3

99

1

5

1

40

С.Краснополье

2

63

1

10

1

60

Пос.1 отд.с-за Краснопольский

4

70

 

 

 

 

Х.Нагольный

1

19

 

 

 

 

Х.Горюшкин

1

-

 

 

 

 

Итого

16

459

3

35

4

170

На 2018 год только 5 человек проживали в ветхом жилье. В поселении с 2016 года увеличивается площадь жилых помещений, так в 2016 году она равнялась 98800 кв.м., в 2018 – 99600 кв.м.

Таблица 5 Состояние жилого фонда Никольского 1-го сельского поселения

Наименование населенного пункта

2016

2017

2018

Общая площадь жилых помещений, всего, кв. м

В т. ч. в частной собственности, кв. м.

Средняя обеспеченность населения, кв. м на одного жителя

Общая площадь жилых помещений, всего, кв. м

В т. ч. в частной собственности, кв. м.

Средняя обеспеченность населения, кв. м на одного жителя

Общая площадь жилых помещений, всего, кв. м

В т. ч. в частной собственности, кв. м.

Средняя обеспеченность населения, кв. м на одного жителя

с.Никольское 1-е

36750

36750

35

36900

36900

36

37500

37500

37

х.Горюшкин

1150

1150

22

1150

1150

26

1150

1150

23

с. Краснополье

22820

22770

44

22870

22820

46

22870

22820

31

1 отд. с-за Краснопольский

15480

15430

30

15480

15430

30

15480

15430

44

х. Нагольный

4440

4440

43

4440

4440

44

4440

4440

41

с. Никольское 2-е

18160

18160

37

18160

18160

39

18160

18160

44

Всего по поселению

98800

98700

 

99000

98900

 

99600

99500

 

Средняя обеспеченность жильем с 2016 по 2018 год растет в следующих населенных пунктах: Никольское 1-е, 1 отд. с-за Краснопольский, Никольское 2-е. Особо угрожающей выглядит динамика этого показателя в с. Краснополье, где за 3 года он сократился на 30%.

Освещенность улиц, проездов в сельском поселении близка в 2018 году к 100%, только 2 из 51 км. остаются в Никольском 1-ом сельском поселении неосвещенными.

Газифицировано на 01.01.2019 более 60% домовладений, наибольшие проблемы с подведением газа в с.Никольское 2-е, где только 37% домов пользуются газом.

Стоит отметить, что водопроводная инфраструктура есть только в 3 населенных пунктах сельского поселения: с. Никольское 1, с. Краснополье, пос.1 отд.с-за Краснопольский. Однако из 19.9 км. водопроводных сетей 17.6 км. (88%) нуждаются в замене или реконструкции.

Из 47 км. дорог общего пользования только 19,7 км. имеют твердое покрытие, еще 27,2 имеют усовершенствованное покрытие. Наибольшие проблемы с транспортной доступностью наблюдаются в х. Горюшкин.

 

 

Таблица 6 – Состояние инженерной и транспортной инфраструктуры Никольского 1-го сельского поселения в 2018 году

Наименование населенного пункта

Общая протяженность улиц, проездов, набережных, км

Протяженность уличной газовой сети, км

Газификация поселений

Протяженность водоводов, км

Протяженность дорог общего пользования до центра поселения, км

Всего

в т.ч. протяженность освещенных частей улиц, проездов, набережных, км

Всего домов

Количество газифицированных жилых домов, ед.

Всего

в т. ч. нуждающихся в замене

Всего

в т. ч. дорог с твердым покрытием

дорог с усовершенствованным покрытием

с.Никольское 1-е

16,4

16,4

27,4

733

459

3,7

1,4

16,4

4,9

11,4

х.Горюшкин

7,9

5,6

2

45

25

 

 

1,6

-

1,6

с.Никольское 2-е

8

7,5

4,5

389

145

 

 

10,6

3,2

7,3

с.Краснополье

10,6

10,6

12,8

273

261

7,7

7,7

6,8

4,2

2,6

пос.1 отд.с-за Краснопольский

5,8

5,8

10,5

216

204

8,5

8,5

2,2

2,2

0

х.Нагольный

2,2

2,2

2,2

68

63

 

 

9,5

5,2

4,3

Всего по поселению

50,9

49,1

59

1724

1157

19,9

17,6

47,1

19,7

27,2

Финансовой основой местного самоуправления является местные налоги и отчисления от федеральных и региональных налогов зачисляемые в бюджеты муниципалитетов. К таким относятся налог на имущество физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, налог на доходы физических лиц, земельный налог. Особенно важно наращивать налогооблагаемую базу по этим налогам, для увеличения поступлений в бюджет поселения.

В Никольском 1-ом сельском поселении с 2016 года по 2018 количество учтенных в налоговом органе налогоплательщиков по налогу на имущество физических лиц выросло на 23%, а вот сумма оценки строений, с которой исчисляется налог сократилась на 70 млн. руб. или 27%. Это неизбежно отразилось на полученном налоге: в 2018 году в бюджет Никольского 1-го сельского поселения поступило на 70 тыс. руб. меньше чем в 2016 году.

Фонд оплаты труда в Никольском 1-ом поселении вырос с 2016 года на 20 млн. руб. и составил 120581 тыс. руб., рост составил 19%.

Земельный налог является одним из самых стабильных поступлений в бюджет сельского поселения. Рост поступлений может произойти в случае кадастровой переоценки стоимости земельных участком, что и произошло в 2017 году. Следовательно, величина налога увеличилась на 1700 тыс. руб. или 67%.

 

 

 

Таблица 7 – Показатели базы местных налогов сельского (городского) поселения

Наименование показателя

Единица измерения

2016

2017

2018

Налог на имущество физических лиц

Количество учтенных в налоговом органе налогоплательщиков по налогу на имущество физических лиц

 единиц

1256

1475

1550

Количество налогоплательщиков, которым предоставляются льготы

 единиц

421

421

415

Количество налогоплательщиков, которым исчисляют налог

 единиц

928

928

1550

Общая сумма оценки строений, с которой исчисляется налог

 тыс. руб.

255045

107075

185208

Сумма налога

 тыс. руб.

255

107

185

Единый сельскохозяйственный налог

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу

 единиц

 

5

5

в том числе:

 

 

 

 

организации

 единиц

индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства

 единиц

 

Валовой доход

 тыс. руб.

1085

1085

1085

в том числе:

 

 

 

 

организации

 тыс. руб.

526

526

586

индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства

 тыс. руб.

396

396

396

Сумма налога

 тыс. руб.

561

60

204

Налог на доходы физических лиц

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

100613

100613 

120581 

Суммы, исключаемые из совокупного дохода физических лиц

 тыс. руб.

3500

3500

3500

Сумма налога

 тыс. руб.

1250

1250

1280

Сумма налога на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей

 тыс. руб.

586

586

580

Сумма налога, всего

 тыс. руб.

261

266

275

Земельный налог

Облагаемые налогом земельные участки, всего

 га/кв. м

19294

19294

19294

в том числе

 

 

 

 

отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения

 га

18080

18080

18080

занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (расшифровать по видам функционального использования земель)

 кв. м

1953

1953

1953

другие виды земель

 

387

387

387

Кадастровая стоимость земельных участков на 1 января

 тыс. руб.

844606

1353333

1353333

в том числе

 

 

 

 

отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения

 тыс. руб.

325

325

325

другие виды земель ЛПХ

 

381

381

381

Сумма налога

 тыс. руб.

2534

4060

4234

В структуре доходов бюджета Никольского 1-го сельского поселения наибольший удельный вес занимают межбюджетные трансферты и их роль растет с 2016 по 2018 годы. Так в 2016 году 2/3 всех доходов поселения были из вышестоящих бюджетов, то в 2018 уже ¾ доходов Никольского 1-го сельского поселения – межбюджетные трансферты.

Рисунок 5 – структура доходов бюджета Никольского 1-го сельского поселения

 

В абсолютном выражении наблюдается рост и налоговых и неналоговых доходов поселения. Так с 2016 по 2018 год рост налоговых поступлений составил 1278 тыс. руб., а неналоговых – 559 тыс. руб.

 

Таблица 8– Состав и структура доходов бюджета Никольского 1-го сельского поселения

Показатели

2016

2017

2018

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

Налог на доходы физических лиц

261

1,46

266

0,98

296

0,92

Единый сельскохозяйственный налог

561

3,13

60

0,22

205

0,64

Налог на имущество физических лиц

255

1,42

107

0,39

185

0,57

Земельный налог

2534

14,13

4060

14,90

4232

13,13

Государственная пошлина

41

0,23

22

0,08

12

0,04

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

300

1,67

305

1,12

341

1,06

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

 

0,00

 

0,00

518

1,61

Дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

530

2,96

907

3,33

998

3,10

Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии)

9567

53,36

6713

24,63

1768

5,49

Субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

172

0,96

171

0,63

188

0,58

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня

2007

11,19

14643

53,73

23486

72,87

Из общей величины доходов - собственные доходы

17757

99,04

27083

99,37

32042

99,42

Всего

17929

100

27254

100

32230

100

За период с 2016 по 2018 год доходная часть бюджета Никольского 1-го сельского поселения выросла на 79%, рост произошел преимущественно за счет межбюджетных трансфертов.

Среди налоговых доходов наибольшую значимость имеет земельный налог – около 14%, от всех доходов.

Среди межбюджетных трансфертов субсидии наибольшая доля принадлежит субсидиям из вышестоящих бюджетов более 50% от всех доходов поселенческого бюджета.

Таблица 9 – Состав и структура расходов бюджета Никольского 1-го сельского поселения

Расходы местного бюджета, фактически исполненные

2016

2017

2018

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

Общегосударственные вопросы

4551

26,78

4120

14,47

5720

17,72

Обслуживание государственного и муниципального долга

6

0,04

 

0,00

 

0,00

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

613

3,61

559

1,96

485

1,50

Национальная экономика

4931

29,02

16391

57,55

18014

55,81

Дорожное хозяйство (дорожные фонды)

1001

5,89

10416

36,57

15674

48,56

Другие вопросы в области национальной экономики

3930

23,13

5975

20,98

2340

7,25

Жилищно-коммунальное хозяйство

3069

18,06

3403

11,95

4220

13,08

Культура, кинематография

 

0,00

3282

11,52

3131

9,70

Здравоохранение

3137

18,46

 

0,00

 

0,00

Физическая культура и спорт

59

0,35

97

0,34

72

0,22

Социальная политика

625

3,68

629

2,21

633

1,96

Всего

16991

100,00

28481

100,00

32275

100,00

Расходы бюджета Никольского 1-го сельского поселения имеют тот же тренд на увеличение, что и его доходы, так, в 2016 году всего было потрачено из бюджета – 16991 тыс. руб., а в 2018 году уже 32275 тыс. руб. Однако, необходимо отметить, что рост расходов опережал увеличение поступлений в бюджет (в 2016 году наблюдался профицит бюджета в размере 938 тыс. руб., а в 2018 – дефицит 45 тыс. руб.).

За период с 2016 по 2018 годы менялась и структура расходов. Так в 2016 году все затраты были разделены на почти равные части на общегосударственные вопросы – 26%, национальная экономика – 29%, ЖКХ – 18, здравоохранение – 18%. В 2018 году более половины средств шло на национальную экономику (55%), на ЖКХ  - 13%, на общегосударственные вопросы – 17%.

 

 

    1. Оценка современных тенденций социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения

Экономическое развитие Никольского 1-го сельского поселения имеет меняющийся по темпам и направленности характер. Это связано как с внешними, так и с внутренними факторами,  влияющими на жизнедеятельность всего муниципалитета.

Объем инвестиций в основной капитал один из основных показателей, характеризующих перспективы социально-экономического развития поселения. Величина вложений в основные средства имеет отложенный экономический эффект. Получение дохода от инвестиций растянутый во времени процесс.

Таблица 10 – Анализ тенденций развития привлечения инвестиций в основной капитал

Показатели

Муниципалитет

2016

2017

2018

Отклонение 2018 от 2016 (+;-)

Отклонение 2018 от 2018, %

Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.

Никольское 1-е сельское поселение

84700

72700,0

94400,0

9700,00

11,45

В целом в Воробъевском районе.

214231

307392

242884,

28653,00

13,37

Численность населения, человек

Никольское 1-е сельское поселение

2674

2610,00

2611,00

-63,00

-2,36

В целом в Воробъевском районе

16600

16300,0

16000,0

-600,00

-3,61

Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. руб./чел.

Никольское 1-е сельское поселение

31,68

27,85

36,15

4,48

14,14

В целом в Воробъевском районе

12,91

18,86

15,18

2,27

17,63

Рост инвестиций в основной капитал в Никольском 1-ом сельском поселении за период с 2016 года по 2018 год составил почти 10 млн. руб. или более 11%. Что меньше темпа роста инвестиций в целом по Воробъевскому району (13%). Однако, треть этого роста пришлась на Никольское 1-ое сельское поселение.

Статистика объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения говорит о том, что инвестиционная активность в Никольском 1-ом сельском поселении выше чем в среднем по Воробъевскому району. Так в Никольском 1-ом на душу населения приходилось в 2018 году 36 тыс. руб. инвестиций, а в среднем по району только – 15 тыс. руб.

Оборот розничный торговли в муниципальном районе показывает деловую активность муниципалитета.

Таблица 11 – Анализ тенденций развития розничной торговли

Показатели

Муниципалитет

2016

2017

2018

Отклонение 2018 от 2016 (+;-)

Отклонение 2018 от 2018, %

Оборот розничной торговли, тыс.. руб.

Никольское 1-е сельское поселение

68100,00

72100,00

80600,00

12500,00

18,36

В целом в Воробъевском районе

233193

224947

286097

52904,00

22,69

Численность населения, человек

Никольское 1-е сельское поселение

2674,00

2610,00

2611,00

-63,00

-2,36

В целом в Воробъевском районе

16600,00

16300,00

16000,00

-600,00

-3,61

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. руб.

Никольское 1-е сельское поселение

25,47

27,62

30,87

5,40

21,21

В целом в Воробъевском районе

14,05

13,80

17,88

3,83

27,29

Рост оборота розничной торговли в Никольском 1-ом сельском поселении за период с 2016 года по 2018 год составил 12500 тыс. руб., или 18%. В этот же период в целом в Воробъевскому районе рост составил 52904 тыс. руб., или 22%.

Расчеты торгового оборота на душу населения показали, что в Никольском 1-ом сельском поселении на 1 жителя приходится в2018 году 30,87 тыс. руб. оборота. В целом по Воробъевскому району в 2018 году на каждого жителя приходилось 18 тыс. руб. оборота розничной торговли. На Никольское 1-ое сельское поселение приходится около 30% всего торгового оборота Воробъевского района.

Промышленный потенциал и тенденции развития сельскохозяйственного производства определяют экономическую основу социально-экономического развития муниципалитета. Учитывая аграрный характер Никольского 1-го сельского поселения и Воробъевского района в целом развитие сельского хозяйства основа преобразований, а в промышленности сосредоточены значительные резервы роста.

Таблица 12 – Анализ тенденций развития промышленного и сельскохозяйственного производства

Показатели

Муниципалитет

2016

2017

2018

Отклонение 2018 от 2016 (+;-)

Отклонение 2018 от 2018, %

Объем промышленного производства, млн. руб.

Никольское 1-е сельское поселение

3000,00

10500,00

5200,00

2200,00

73,33

В целом в Воробъевском районе

205106

359241

15012

-190094,00

-92,68

Объем с/х производства, тыс. руб.

Никольское 1-е сельское поселение

926300

411000

523600

-402700

-43,47

В целом в Воробъевском районе

220920

622068,93

640731

419811,00

190,03

Численность населения, человек

Никольское 1-е сельское поселение

2674

2610

2611,00

-63,00

-2,36

В целом в Воробъевском районе

16600

16300

16000

-600,00

-3,61

Объем промышленного производства в расчете на душу населения, млн. руб.

Никольское 1-е сельское поселение

1,12

4,02

1,99

0,87

77,52

В целом в Воробъевском районе

12,36

22,04

0,94

-11,42

-92,41

Объем с/х производства в расчете на душу населения, тыс. руб.

Никольское 1-е сельское поселение

350

160

200

-150

-42,11

В целом в Воробъевском районе

13,31

38,16

40,05

26,74

200,90

Объем промышленного производства в Никольском 1-ом сельском поселении в 2018 году был на 73% больше чем в 2016 году, что объясняется эффектом низкой базы. По сравнению с 2017 годом произошел спад этого показателя в 2 раза. В целом по Воробъевскому району наблюдается такая же тенденция. В 2017 году объем промышленного производства был максимальным и составил 359241 тыс. руб., что на 150 млн. больше чем в 2016 году, а в 2018 году случилось падение этого показателя до 15012 тыс. руб. или на 92%.

Объем сельскохозяйственного производства в Никольском 1-ом сельском поселении сокращается с 2016 по 2018 год. Так, в 2016 году 926300 тыс. руб., а в 2018 этот показатель составил 523600 тыс. руб., сокращение составило 402700 тыс. руб. или 43%. В этот же период в целом по Воробъевскому району наблюдалась обратная тенденция с 2016 года был рост производства сельскохозяйственного производства (220920 тыс. руб.) на 419811 тыс. руб. (640731 в 2018 году) или 190%.

 

Таблица 13 – Место Никольского 1-го сельского поселения в Воробъевском муниципальном районе

Показатели

2016

2017

2018

всего

доля в Воробъевском районе

всего

доля в Воробъевском районе

всего

доля в Воробъевском районе

Численность населения, чел.

2674

16,1

2610

16,1

2611

16,3

Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.

84700,00

39,54

72700

23,65

94400

38,87

Оборот розничной торговли, млн. руб.

68100,00

29,20

72100

32,05

80600

28,17

Объем промышленного производства, млн. руб.

3000,00

1,46

10500

2,92

5200

34,64

Объем жилищного строительства, тыс. кв. м

0,23

13,65

0,26

8,90

0,53

16,06

На территории Никольского 1-го сельского поселения проживает в 2018 году 2611 человек, что составляет 16,3% от всего населения Воробъевского района. Около 40% всех инвестиций Воробъевского района осуществляются на территории Никольского 1-го сельского поселения, около 30% всего торгового оборота приходится на этот муниципалитет. 16% строящихся жилых домов в Воробъевском муниципальном районе строятся на территории Никольского 1-го сельского поселения.

 

 

1.3 Результаты исследования экспертного мнения представителей населения, предпринимателей, органов власти, общественных организаций по вопросам социально-экономического развития муниципального образования

Исследования экспертного мнения представителей населения, предпринимателей, органов власти, общественных организаций по вопросам социально-экономического развития муниципального образования проводилось на основе метода анкетирования. Данный метод используется в целях выявления степени удовлетворенности населения качеством предоставления муниципальных услуг, уровнем развития инфраструктуры в муниципалитете, выявления проблем экономического и социального характера.

В анкетировании приняли участие 16 человек, представителей проживающего на территории Никольского 1-го сельского поселения населения, 2 представителя органов местной власти, 7 представителей бизнес-сообщества муниципалитета. Половозрастная структура респондентов представлена в приложении 1.

Рисунок 6 – Комфортность проживания на территории Никольского 1-го сельского поселения, %

Большинству опрошенных респондентов комфортно проживать на Территории Никольского 1-го сельского поселения (абсолютно комфортно – 25%, скорее комфортно – 43%, комфортно – 25%), только 7% опрошенных считает уровень жизни в сельском поселении некомфортным.

Среди преимуществ проживания на территории Никольского 1-го сельского поселения респонденты выделили заботу местной власти о населении – более 80% опрошенных, благоустроенные улицы – 43%, доброту и отзывчивость окружающих – 37%, отсутствие межнациональных конфликтов – 31%.

А вот доступность жилья в качестве преимуществ, доступность качественного образования и здравоохранения отмечают лишь 6% опрошенных. Хорошую экологию, условия для спорта и отдыха, благоприятную среду для бизнеса выделяют чуть более 10% респондентов.

Рисунок 7 –Преимущества проживания на территории Никольского 1-го сельского поселения, %

Среди наиболее острых проблем характерных для Никольского 1-го сельского поселения, которые выделили опрошенные респонденты, больше всего голосов набрал плохой интернет (его отметили в своих анкетах 75% опрошенных).

Экономические проблемы, связанные с отсутствием рабочих мест и низким уровнем оплаты труда выделил каждый второй респондент. А малое количество предприятий для переработки сельскохозяйственной продукции считают острой проблемой – 43% опрошенных. Инфраструктурные проблемы, такие как плохое качество дорог отметили 50% респондентов. В сокращении продукции животноводства видят проблему 31% участников опроса.

Проблемы развития малого предпринимательства, ЖКХ, сокращение объемов продукции растениеводства, экологическая ситуация, состояние сферы медицинских услуг беспокоят не более 10% опрошенных.

Рисунок 8 – Наиболее острые проблемы Никольского 1-го сельского поселения, %

В качестве необходимых направлений развития сельского поселения для его процветания респонденты выделили развитие мясомолочного животноводства, производство зерновых и технических культур, образование – 100% опрошенных.

Рисунок 9 – Значимость развития отдельных сфер деятельности для процветания Никольского 1-го сельского поселения, %

Рисунок 10 – Уверенность жителей Никольского 1-го сельского поселения  в возможности смены работы, %

Жители Никольского 1-го сельского поселения в большинстве своем не имеют уверенности в возможности смены работы, только 25% абсолютно уверены в скором нахождении работы при необходимости ее смены.

Рисунок 11 – Проблемы, требующие немедленного решения в Никольском 1-ом сельском поселении, %

К проблемам, требующим немедленного решения в Никольском 1-ом сельском поселении, опрошенные относят в первую очередь низкий уровень жизни населения и отсутствие рабочих мест (около 50% респондентов). Следующий приоритет в развитии сельского поселения местные жители, власть и бизнес видят в ремонте и замене инфраструктурных сооружений и ветхого жилья (около 20% опрошенных). Проблемы ЖКХ, низкое качество воды и плохие дороги по мнению местных жителей не имеют столь же приоритетного значения около 5% опрошенных желают немедленного решения проблем в этой сфере.

 

 

 

1.4 SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования

С целью принятия стратегических решений проводится SWOT-анализ социально-экономического  положения Никольского 1-го сельского поселения. Выявляются слабые и сильные стороны, а также определены возможности и угрозы, связанные с перспективами социально-экономического развития поселения.

 

Таблица 14 – Матрица SWOT-анализа социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Обеспеченность природно-климатическими ресурсами: земельными, водными и рекреационными фондами, экология, а также удобное географическое соседство

Удаленность от федеральных трасс, крупных узловых ж/д станций и областного центра

Развитие сельского хозяйства: увеличение объемов произведенной продукции в сфере растениеводства и животноводства

Отсутствие промышленных производств и недостаточное количество перерабатывающих предприятий отрасли АПК

Недостаточная обеспеченность муниципалитета собственными доходами

Изношенность инженерной и транспортной инфраструктуры

Возможности (О)

 Угрозы (T)

Использование инвестиций для развития животноводства

Отсутствие достаточного количества рабочих мест

Повышение эффективности использования земельных ресурсов, создание перерабатывающих производств

Снижение уровня субсидий в бюджет сельского поселения

Повышенный риск аварий в системе водоснабжения, ухудшение качества воды

 

Подробная характеристика каждого элемента приведена в предыдущих главах.

 

 

 

2. МИССИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИКОЛЬСКОГО 1-го СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

В результате проведенных исследований определена миссия сельского поселения: «Никольское 1-ое сельское поселение – аграрная территория с комфортной средой для проживания».

Определенной миссии соответствует следующая генеральная цель: «Повышение качества жизни населения в поселении на основе создания максимально благоприятных условий для ведения сельского хозяйства, развития социальной сферы и инфраструктуры».

Система стратегических целей и задач Никольского 1-го сельского поселения может быть представлена в следующих положениях:

1. Создание комфортной социальной среды.

2. Развитие сельского хозяйства;

3. Развитие перерабатывающей отрасли.

Достижение обозначенных целей и задач обеспечит повышение уровня жизни, благосостояния, удовлетворенности населения поселения и обеспечит экономический рост.

Ключевые инвестиционные проекты поселения, исходя из стратегических приоритетов, целей и задач определены следующие:

- реконструкция объектов водоснабжения;

- ремонт дорог местного значения;

- строительство животноводческого комплекса в с. Никольское-1;

-строительство свиноводческого комплекса в с. 2-е отделение с-за «Краснопольский»;

- строительство цеха по углубленной переработке зерна в с. Никольское-1.

Таблица 15–  Система стратегических целей и задач развития Никольского 1-го сельского поселения

Цель поселения

Подцель

Задача Поселения

Создание  комфортной  социальной  среды

Содействие повышению качества здравоохранения

повышение качества медицинского обслуживания

Создание комфортных условий жизнедеятельности

Повышение качества дорог и транспортной доступности

Содействие улучшению качества  водоснабжения МО

Развитие сельского хозяйства

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства

Поддержка интенсивного роста объемов производства растениеводческой  продукции

Поддержка интенсивного роста объемов производства животноводческой продукции

Развитие перерабатывающей отрасли

Создание условий  развития промышленных производств

Привлечение новых инвесторов на инвестиционные площадки

Ожидаемыми результатами реализации Стратегии к 2035 году в соответствии с целевым сценарием социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения являются:

•          стабилизация численности населения ;

•          снижение ДТП в 1,5 раза;

•          снижение смертности трудоспособного населения на 30 %;

•          рост объемов производства продукции животноводства не менее чем в 1,3 раза.

Реализация возможностей, конкурентных преимуществ, решение ключевых проблем, достижение всех целей и подцелей обеспечит выполнение генеральной цели и миссии и выведет поселение на качественно новый уровень социально-экономического развития.

Подробное описание показателей, механизма их достижения отражено в следующих главах.

3. СЦЕНАРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИКОЛЬСКОГО 1-го СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

В рамках разработки стратегии социально-экономического развития муниципалитета нами сформированы три сценария:  целевой (оптимистический), базовый (умеренный) и консервативный (пессимистический), характеризующие в той или иной степени  перспективы его развития 

Целевой сценарий - оптимальный вариант социально-экономического развития муниципального образования, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целей развития. Целевой (оптимистический) сценарий характеризуется сочетанием устойчивого роста целевых социально-экономических показателей развития поселения и благоприятными тенденциями макроэкономической ситуации. Кроме того, для данного сценария характерно значительное опережение в темпах роста базового сценария.

Базовый (умеренный) сценарий  также предполагает  рост целевых социально-экономических показателей развития поселения, но ориентирован преимущественно на усилия администрации поселения, а также не предполагает значительной позитивной динамики макроэкономической среды.

Консервативный (пессимистический) сценарий социально-экономического развития поселения характеризуется нарушением реализации целевых показателей социально-экономического развития поселения, вследствие невозможности сохранения их достигнутого уровня или поддержания положительной динамики за счет административных ресурсов ввиду их недостаточности.

Представим качественные характеристики сценариев социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения.

Таблица 16 – Качественная характеристика сценариев социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения

Приоритеты

Сценарии

Консервативный

Базовый

Целевой

Создание комфортной социальной среды;

Сокращение количества образовательных учреждений, врачебных ставок медицинских учреждений. Сохранение динамики оттока населения или её усиление. Снижение реальных доходов населения.

Стабилизация динамики численности населения. Увеличение обеспеченности врачами. Сохранение структуры и численности образовательных учреждений

Переход к динамике стабилизации и роста численности населения. Внедрение передовых технологий в образовательных и медицинских учреждениях.

Развитие сельского хозяйства

Сохранение существующей структуры производства. Снижение высокорентабельных культур в севооборотах. Снижение инвестиций.

Реализация предусмотренных инвестиционных проектов. Сохранение существующего уровня инвестиций. Незначительное умеренное увеличение производства.

Развитие кооперации и много профильности сельского хозяйств. Рост инвестиций. Рост производства сельскохозяйственной продукции по всем направлениям.

Развитие перерабатывающей отрасли

Сохранение существующей структуры переработки сельскохозяйственной продукции.

Развитие  переработки продукции растениеводства и животноводства.

Полный цикл производства и переработки продукции.

Подробное количественное описание целевых значений и ориентиров сценариев представлены ниже.

Консервативный сценарий включает сокращение количества образовательных учреждений, врачебных ставок медицинских учреждений, сохранение динамики оттока населения или её усиление, сохранение существующей структуры производства, снижение высокорентабельных культур в севооборотах, снижение инвестиций, сохранение существующей структуры переработки сельскохозяйственной продукции..

Показатели, характеризующие сформированность и целевые ориентиры сценария представлены в таблице 17

Таблица 17 – Показатели реализации стратегии социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения (консервативный сценарий)

Наименование показателя

Единица измерения

Базовые значения 2018 год

Целевое значение

2024

2030

2035

Обеспеченность сельского поселения медицинским персоналом, врачами

%

85

70

70

50

Протяженность сетей водоснабжения (вновь введенные или реконструированные)

км

0

2

4

5

Протяженность автодорог местного значения с твердым покрытием

Км

19,7

23

25

27

Индекс производства продукции растениеводства в с/х. предприятиях в % к базовому году

%

100

105

110

115

Рост объемов  производства продукции животноводства в с/х. предприятиях и КФХ

%

100

102

106

110

Объем инвестиций по полному кругу предприятий в основной капитал  на душу населения

тыс. руб.

36,15

37

38

39

Базовый сценарий предусматривает стабилизацию динамики численности населения, увеличение обеспеченности врачами, сохранение структуры и численности образовательных учреждений, реализацию предусмотренных инвестиционных проектов, сохранение существующего уровня инвестиций, незначительное умеренное увеличение производства, развитие  переработки продукции растениеводства и животноводства.

 Показатели, характеризующие сформированность и целевые ориентиры сценария представлены в таблице 18.

Таблица 18 – Показатели реализации стратегии социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения (базовый сценарий)

Наименование показателя

Единица измерения

Базовые значения 2018 год

Целевое значение

2024

2030

2035

Обеспеченность сельского поселения медицинским персоналом, врачами

%

85

85

85

90

Протяженность сетей водоснабжения (вновь введенные или реконструированные)

км

0

4

6

8

Протяженность автодорог местного значения с твердым покрытием

Км

19,7

28

32

35

Индекс производства продукции растениеводства в с/х. предприятиях в % к базовому году

%

100

107

112

117

Рост объемов  производства продукции животноводства в с/х. предприятиях и КФХ

%

100

105

110

115

Объем инвестиций по полному кругу предприятий в основной капитал  на душу населения

тыс. руб.

36,15

40

45

50

Целевой сценарий предполагает: переход к динамике стабилизации и роста численности населения, внедрение передовых технологий в образовательных и медицинских учреждениях, развитие кооперации и много профильности сельского хозяйств, рост инвестиций, рост производства сельскохозяйственной продукции по всем направлениям, полный цикл производства и переработки продукции.

Показатели, характеризующие сформированность и целевые ориентиры сценария представлены в таблице 19.

Таблица 18 – Показатели реализации стратегии социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения (целевой сценарий)

Наименование показателя

Единица измерения

Базовые значения 2018 год

Целевое значение

2024

2030

2035

Обеспеченность сельского поселения медицинским персоналом, врачами

%

85

100

100

100

Протяженность сетей водоснабжения (вновь введенные или реконструированные)

км

0

9

12

16

Протяженность автодорог местного значения с твердым покрытием

Км

19,7

32

35

42

Индекс производства продукции растениеводства в с/х. предприятиях в % к базовому году

%

100

110

117

120

Рост объемов  производства продукции животноводства в с/х. предприятиях и КФХ

%

100

115

120

125

Объем инвестиций по полному кругу предприятий в основной капитал  на душу населения

тыс. руб.

36,15

45

50

60

Как видно из представленного материала, целевой сценарий является наиболее эффективным, а траектория диагностируемых показателей – наиболее высокой однако следует учитывать разные условия реализации представленных сценариев.

 

 

Таблица 20 - Условия реализации сценариев стратегии социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения

Характеристики

Консервативный

Базовый

Целевой

Качество динамики показателей

Осторожный рост по ключевым показателям или стабильное значение, ориентация на сохранение достигнутых значений показателей

Рост, формирование повышательной тенденции

Закрепление повышательной тенденции, ориентация на постоянный динамичный рост

Реализация макроэкономических факторов

Нейтральная и негативная, высокий уровень нереализованных положительных ожиданий и факторов

Нейтральная, средний, прогнозируемый уровень влияния негативных факторов

Благоприятная

Использование внутреннего потенциала и усилий властей муниципального уровня

Полное, ограниченна возможность привлечения финансирования более высокого уровня

Полное

Полное, формирование новых конкурентных преимуществ и механизмов

Особенности

Высокая реализация негативных факторов

Реализация факторов соответствует реально сложившимся условиям на отчетную дату

Высокая реализация благоприятных факторов внутреннего и внешнего генезиса, их синергия

 

Таким образом, залогом реализации целевого сценария являются благоприятная реализация внешних и внутренних факторов, устранение ключевых проблем, формирование новых и использование существующих конкурентных преимуществ, а также формирование синергетических эффектов взаимодействия управления различного уровня.

 

 

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИКОЛЬСКОГО 1-го СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Практическая реализация Стратегии социально-экономического  развития Никольского 1-го сельского поселения на период до 2035 года предполагает формирование и функционирование механизма достижения целей и определение этапов её реализации.

Первый этап реализации охватывает период до 2024 года. На данном этапе приоритетная стратегическая цель заключается в формировании траектории роста : в этот период заключаются основные договора по развитию АПК, развитию перерабатывающих производств, ведутся работы по улучшению инфраструктуры поселения. Финансовое обеспечение достижения целевых показателей этого этапа будет идти за счёт средств муниципального бюджета и инвесторов, а также за счёт участия в федеральных и областных программах.

Второй этап реализации охватывает период 2024-2030 гг. и должен быть направлен на закрепление намеченных тенденций динамики. В этот период усилия будут направлены на повышение комфортности сельского поселения для жизни населения.При этом финансовое обеспечение достижения данной цели будет идти как за счёт средств муниципального бюджета, так и за счёт участия в федеральных и областных программах.

Третий этап - период 2030-2035 гг., приоритетной целью становится сохранение и бережное использование водных, лесных, земельных и человеческих ресурсов поселения. На данном этапе предполагается получение отдачи от реализации первых двух этапов, основой которых является рост благосостояния населения, снижение напряженности, пропаганда культуры и спорта среди населения.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются поселения, является отсутствие должного механизма стратегического  развития, в котором была бы определена его структура и последовательность действий.

Механизм стратегического развития должен помочь в определении уровня достижения целевых ориентиров развития муниципалитета. Это, в свою очередь, позволит выявлять текущие недостатки или же их отсутствие, что поможет в подборе мер по достижению наиболее предпочтительного уровня развития или поддержанию достигнутого развития, соответственно.

Под механизмом развития муниципалитета мы предлагаем понимать,  целостность социально-экономической системы, которая имеет в своем составе относительно независимые и одновременно связанные друг с другом структурные компоненты, обеспечивающие сельскому поселению последовательное достижение целевых ориентиров наиболее предпочтительного направления развития. Построение механизма следует реализовывать на основе сценарного стратегического развития.

Любой муниципалитет управляет своими ресурсами и реализует имеющийся потенциал, но происходит это всегда под воздействием определенного административного механизма. Он  представляет собой систему организации и управления объектами муниципального хозяйства административными методами и рычагами.

Так, механизм развития муниципалитета, как мы считаем, должен иметь в своем составе следующие основные блоки:

  • информационное обеспечение процесса оценки развития поселения, представленный службами, отслеживающими состояние показателей его социально-экономического развития;
  • диагностику сформированности сценария развития поселения, на основе чего оценивается стратегия развития;
  • принятие решений по поддержке выявленного уровня развития или же достижению характеристик целевых показателей;
  • реализацию инструментария корректировки стратегии
    развития с целью достижения целевых показателей (административного механизма);
  • оценку  имеющихся результатов.

Действие механизма развития должно осуществляться на непрерывной основе:  получая результаты функционирования механизма развития, следует вновь вернуться к информационной основе. В первую очередь, правильность этого процесса обусловлена непрерывностью информационного потока, который призывает к  его непрерывному и стадийному анализу. Следовательно, основной точкой контроля являются сформированные показатели сценарного развития муниципалитета.

Механизм реализации Стратегии социально-экономического развития Никольского 1-го сельского поселения подразумевает взаимодействие органонов власти различного уровня требует создании и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей с одной стороны формирование Стратегии, а с другой - влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Отношения бюджетов различных уровней имеют законодательное закрепление и регулируются Бюджетным кодексом РФ и другими актами.

Бюджетный механизм позволяет поселению использовать бюджетные источники местного, регионального, федерального уровня. Финансирование проектов Стратегии реализуется через расходы бюджета муниципалитета и включает средства аккумулированные бюджетным механизмом посредством участия в федеральных и областных программах и целевых проектах,  а также привлечение внешних источников и средств инвесторов:

- федеральный бюджет - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного  федеральным бюджетом на соответствующий год.

- областной бюджет  - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного областным бюджетом на соответствующий год, а также средств, передаваемых Никольскому 1-му сельскому поселению на реализацию отдельных государственных полномочий.

 - местный бюджет в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного местным бюджетом на соответствующий год, а также за счёт привлечения средств бюджетов сельских поселений на очередной финансовый период.

 - внебюджетные средства ( собственные ресурсы предприятий,  привлеченные и заемные средства, средства инвесторов и населения)

Прогноз расходной части бюджета Никольского 1-го сельского поселения представлен в таблице 21.

Таблица 21 – Прогноз расходной части бюджета Никольского 1-го сельского поселения, тыс. руб.

Расходы, всего

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

2023

32275

33888,75

35583,19

37362,35

39230,46

41191,99

Расходы, всего

Годы

2024

2025

2026

2027

2028

2029

43251,59

45414,17

47684,87

50069,12

52572,57

55201,2

Расходы, всего

Годы

2030

2031

2032

2033

2034

2035

57961,26

60859,33

63902,29

67097,41

70452,28

73974,89

Прогноз объема расходов бюджета Никольского 1-го сельского поселения позволяет сделать вывод о возможности полной реализации представленной стратегии.

 

 

 

 

Приложения

Рисунок 1 – Половая структура опрошенных в Никольском 1-ом сельском поселении

Рисунок 2 – Возрастная структура опрошенных в Никольском 1-ом сельском поселении

 

Рисунок 3 – Структура опрошенных в Никольском 1-ом сельском поселении по сферам их деятельности

Рисунок 4 – Структура опрошенных в Никольском 1-ом сельском поселении по их образованию

 

 

Поделиться:
Дата создания: 03.08.2022 16:06
Дата последнего изменения: 03.08.2022 16:06